1. В первую очередь это недостаточное снабжение маслом или "масляное голодание". Основной рабочий элемент турбины - картридж. Во время работы - на него ложиться экстремальная нагрузка как по температуре, так и количеству оборотов. Работоспособность картриджа зависит от наличия, слоя масла между его подвижными частями и корпусом турбокомпрессора (турбины). При условии полного отсутствия масла - в работающем турбокомпрессоре (турбине) поломка произойдет менее чем за 7 секунд. При условии недостаточного количества масла в турбокомпрессоре (турбине) - выход ее из строя это всего лишь вопрос времени. Для того чтобы не допустить дефицит масла в вашем турбокомпрессоре (турбине) необходимо следить за чистотой масло-подающих и масло сливающих трубок, при их частичной закоксовке или попадания посторонней частицы, например, фрагмент прокладки турбины - масло в турбину поступает недостаточно, или вообще не поступает. Недопустимо использовать герметик при монтаже турбокомпрессора (турбины), при работе турбины под воздействием высоких температур он начинает разрушаться и так же блокирует полноценное поступление масла в турбину. Недостаточное количество смазки проявляет себя изменением цвета поверхности вала (так называемые - цвета побежалости).
2. Вторая частая причина поломки турбокомпрессора (турбины). Присутствие инородных частиц в смазочном материале (грязное масло). Масло может быть загрязнено мелкими не видимыми без спец приборов частиками выработки которые сглаживают подшипники, наносят вред валу, а также полируют внешние кромки этих деталей. Появление в масле визуально заметных частиц – ускорят повреждение и поломку турбины - оставляя значительные повреждения (задиры). В этом случае повреждения внутренней поверхности подшипника незначительны, так же меньше страдает центральный корпус подшипников и вал турбины, так как они выполнены из более прочных материалов. Тем не менее небольшая выработка на валу присутствует. Если в масло попадают мягкие посторонние частицы - они приводят к поломке, блокирую подачу масла в зоны трения. Никогда при эксплуатации турбины не пользуйтесь присадками к топливу, химическое загрязнение масла приводит к значительному повреждению вала и подшипников в следствии их перегрева.
3. Третьей по счету, частой поломкой с которой мы сталкиваемся вовремя дефектовки турбин - является повреждения компрессорной или турбинной крыльчатки. Как это происходит: не поменянный вовремя воздушный фильтр, его отсутствие (да-да и такое бывало в нашей практике), забывчивость автослесаря, оставившего во время работы часть ветоши, попадание через воздушный фильтр песка или соли – все это приведет к фатальному повреждению компрессорной крыльчатки, дисбалансу вала и дальнейшему разрушению турбокомпрессора. Если повреждена турбинная крыльчатка, то это скорее всего является следствием попадания из выпускного коллектора – окалины, ржавчины или небольшим фрагментом, отколовшимся от поршней или колец двигателя.
4. Четвертая причина поломки - это предельные, и за предельные условия эксплуатации турбокомпрессора (турбины). Под запредельными условиями мы подразумеваем перенаддув (превышение допустимых оборотов) турбины. В этом случае разрушению подвергаются рабочие поверхности подшипников и втулок картриджа турбины. Кроме этого при перенаддуве перегревается смазка, что приводит к закоксовыванию турбинного вала и появлению нагара (эффект апельсиновой корки) на тыльной стороне крыльчатки. Превышение допустимых оборотов в работе турбины может привести к повреждению и в дальнейшем, к разрушению лопастей крыльчатки турбины.
Вообщем наиболее частые поломки - разрыв ротора и повреждение его лопастей, износ подшипников ротора и его дисбаланс, отложения в канала подвода масла.
Как предотвратить поломку турбины:
Конечно в первую очередь это своевременно ухаживать за двигателем авто и проходить плановую диагностику, использовать качественное, желательно специализированное масло для турбодвигателей, меняя его каждые 7000 км пробега, менять грязные масляный и воздушный фильтры. Если у вас дизельный турбоДВС, то перед выездом его надо прогревать на холостых оборотах минут 5 и после поездки минут 5, также проверять температуру масла и антифриза.
Спасибо за внимание, надеюсь статья будет полезна для автовладельцев интересующихся данной тематикой. Вопросы или мнения пишите на: turbinaplus2010@gmail.com
С уважением коллектив компании Турбина +